Деревянная архитектура
Logo 200pxGii
На выставке, подготовленной совместно Государственным институтом искусствознания и Музеем-заповедником «Костромская слобода» представлены фотографии Виталия Михайловича Рудченко, ушедшего из жизни в августе 2015 г. Профессиональный фотограф, искусствовед-исследователь и признанный знаток истории иконостаса, известный коллекционер старой фотографии, он с юношеских лет занимался изучением русской архитектуры и ее фотосъемкой. На данной выставке нет специально подготовленных снимков – это часть материала, накопленного во время обследования Костромской области, которая велась Виталием Михайловичем совместно с коллегами, сотрудниками сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания. Обследование было предпринято в 1990-х – 2000-х гг. по заданию областного органа охраны объектов культурного наследия для подготовки каталога «Памятники архитектуры Костромской области», издававшегося в течение 15 лет. Трудно оценить эти фотографии, не имея представления о характере и условиях экспедиционной работы, которая требует сосредоточенности, выдержки, способности делать все быстро и качественно и, наконец, физической выносливости – ведь значительное число построек расположено в труднодоступных местах, добираться до которых приходится, не только используя разные виды транспорта, но зачастую и пешком. Съемка заброшенного храма в лесу или крестьянской избы, заросшей сорной растительностью, работа в любую погоду, при плохом освещении, с сознанием того, что повторить ее, скорее всего, будет невозможно, требует огромного мастерства. У фотографа чаще всего нет времени для сосредоточения, он должен мгновенно выбрать точку, дающую наиболее полную информацию о памятнике, отражающую его суть, создающую его «портрет». Стиль Рудченко, который он сам называл «фотофиксацией» – объективно-научный и чуждый внешним эффектам. В нем убраны все средства самовыражения ради того, чтобы на первое место вышел сам памятник. Но именно в этой «документальности» заключается неповторимость его фотографий, его авторский взгляд, который нельзя спутать ни с кем другим.
Е.Г. Щеболева, И.Ю. Кондратьева
 
Костромской музей деревянного зодчества, ныне музей-заповедник «Костромская слобода», является одним из старейших музеев под открытым небом России. Однако, несмотря на большую работу российских реставраторов, искусствоведов, сотрудников музея, представить полное разнообразие деревянной архитектуры на музейной территории невозможно. Этому есть ряд причин. Во-первых, перенос архитектурного произведения -чрезвычайно сложное продолжительное мероприятие, требующее должного кадрового, научного, финансового обеспечения, снабжения качественными строительными материалами. Во-вторых, без должного внимания памятники разрушаются, в некоторых случаях достаточно нескольких лет или даже часов, чтобы сооружение было утрачено навсегда. Именно поэтому сейчас регионы России, поставившие задачу создания собственного музея деревянного зодчества, оказываются в затруднительном положении – коллекцию, подобную костромской, как правило, уже не собрать. В-третьих, в любом случае перенос памятника архитектуры из среды родной деревни или села лишает его образ характерной выразительности.
Но, несмотря на сложности, связанные с представлением архитектурных объектов на музейной территории, Музей-заповедник выполняет поставленные перед ним задачи по публикации и популяризации памятников деревянной архитектуры. На это направлен виртуальный выставочный проект. Экспонаты выставки – фотографии произведений деревянной архитектуры Костромской области – представлены в порядке постепенного усложнения объемной композиции – от широко распространенных четырехстенных часовен и амбаров к обширным домам и крупным храмам.
С.А.Пиляк
 
 

Амбар

Parfen 2

 

 

Начало XX века
Расположен в деревне Кунаково Парфеньевского района

Амбар стоит за околицей деревни, неподалеку от жилой застройки. Рубленый с остатком амбар завершен двускатной крышей. Предмостье со стороны входа закрывает навес-залобник на фигурных консолях-помочах. Внутрь амбара ведет косящатый дверной проем с заплечиками на вершнике. Карнизные свесы крыши традиционной самцово-слеговой конструкции подшиты тесом.

Сарай жилой усадьбы

Soligalich 6

 

 

Конец XIX века
Расположен в городе Солигалич, на улице Карла Маркса, 4

Сарай находится в глубине участка усадьбы и напоминает аналогичные по объему крестьянские амбары, повсеместно распространенные на территории Костромской губернии. Прямоугольный в плане сарай завершен крутой двускатной крышей, которая создает навес-залобник перед главным фасадом. Навес опирается на кронштейны-помочи - отесанные фигурные выносы бревен стен сруба. Вход в сарай размещен с предмостья - площадки под залобником перед сараем.

Сарай усадьбы А. Н. Тихомирова

Kologriv 2

 

Вторая половина XIX века
Расположен в городе Кологрив, на улице Набережная реки Унжи, 3

Сарай построен в составе представительной купеческой усадьбы и поставлен в глубине двора, на границе участка. Двухъярусная рубленая в чашу постройка принадлежит к группе распространенных в Кологриве хозяйственных строений. Главный фасад, обращенный к другим зданиям усадьбы, оформлен на уровне второго яруса галереей на помочах-консолях. Отличительной чертой сооружения является самцовая крыша, венчающая рубленый объем сарая.

 

 

 

Сарай жилой усадьбы

Soligalich 4

 

 

Рубеж XIX-XX веков
Расположен в городе Солигалич, на улице Советская, 54

Жилая усадьба расположена на углу квартала. Двухъярусный сарай поставлен в глубине участка усадьбы, на ее границе. Рубленый в чашу сарай покрыт двускатной крышей. В передней части сарая находится широкий залобник, опирающийся на угловые столбы двухъярусной галереи. Ограждение верхнего яруса галереи имеет заполнение из балясин токарной работы. Самцовые фронтоны боковых фасадов зашиты тесом.

Зерносклад училища имени Ф.В. Чижова

Kologriv 5

 

 

Конец XIX века
Расположен в поселке Екимцево Кологривского района
 

Зерносклад является одним из зданий комплекса Низшего сельскохозяйственно-технического училища, открытого в Кологривском уезде согласно завещанию промышленника и общественного деятеля Федора Чижова в 1892 году. К центральной двухэтажной части рубленого в чашу здания с двух сторон примыкают одноэтажные пристройки. В помещениях устроены сусеки для хранения зерна.

gallery vi forum banner