Деревянная архитектура
Logo 200pxGii
На выставке, подготовленной совместно Государственным институтом искусствознания и Музеем-заповедником «Костромская слобода» представлены фотографии Виталия Михайловича Рудченко, ушедшего из жизни в августе 2015 г. Профессиональный фотограф, искусствовед-исследователь и признанный знаток истории иконостаса, известный коллекционер старой фотографии, он с юношеских лет занимался изучением русской архитектуры и ее фотосъемкой. На данной выставке нет специально подготовленных снимков – это часть материала, накопленного во время обследования Костромской области, которая велась Виталием Михайловичем совместно с коллегами, сотрудниками сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания. Обследование было предпринято в 1990-х – 2000-х гг. по заданию областного органа охраны объектов культурного наследия для подготовки каталога «Памятники архитектуры Костромской области», издававшегося в течение 15 лет. Трудно оценить эти фотографии, не имея представления о характере и условиях экспедиционной работы, которая требует сосредоточенности, выдержки, способности делать все быстро и качественно и, наконец, физической выносливости – ведь значительное число построек расположено в труднодоступных местах, добираться до которых приходится, не только используя разные виды транспорта, но зачастую и пешком. Съемка заброшенного храма в лесу или крестьянской избы, заросшей сорной растительностью, работа в любую погоду, при плохом освещении, с сознанием того, что повторить ее, скорее всего, будет невозможно, требует огромного мастерства. У фотографа чаще всего нет времени для сосредоточения, он должен мгновенно выбрать точку, дающую наиболее полную информацию о памятнике, отражающую его суть, создающую его «портрет». Стиль Рудченко, который он сам называл «фотофиксацией» – объективно-научный и чуждый внешним эффектам. В нем убраны все средства самовыражения ради того, чтобы на первое место вышел сам памятник. Но именно в этой «документальности» заключается неповторимость его фотографий, его авторский взгляд, который нельзя спутать ни с кем другим.
Е.Г. Щеболева, И.Ю. Кондратьева
 
Костромской музей деревянного зодчества, ныне музей-заповедник «Костромская слобода», является одним из старейших музеев под открытым небом России. Однако, несмотря на большую работу российских реставраторов, искусствоведов, сотрудников музея, представить полное разнообразие деревянной архитектуры на музейной территории невозможно. Этому есть ряд причин. Во-первых, перенос архитектурного произведения -чрезвычайно сложное продолжительное мероприятие, требующее должного кадрового, научного, финансового обеспечения, снабжения качественными строительными материалами. Во-вторых, без должного внимания памятники разрушаются, в некоторых случаях достаточно нескольких лет или даже часов, чтобы сооружение было утрачено навсегда. Именно поэтому сейчас регионы России, поставившие задачу создания собственного музея деревянного зодчества, оказываются в затруднительном положении – коллекцию, подобную костромской, как правило, уже не собрать. В-третьих, в любом случае перенос памятника архитектуры из среды родной деревни или села лишает его образ характерной выразительности.
Но, несмотря на сложности, связанные с представлением архитектурных объектов на музейной территории, Музей-заповедник выполняет поставленные перед ним задачи по публикации и популяризации памятников деревянной архитектуры. На это направлен виртуальный выставочный проект. Экспонаты выставки – фотографии произведений деревянной архитектуры Костромской области – представлены в порядке постепенного усложнения объемной композиции – от широко распространенных четырехстенных часовен и амбаров к обширным домам и крупным храмам.
С.А.Пиляк
 
 

Дом Сизовых

Chuhlom 4
 
Середина XIX века
Расположен в деревне Красная Нива Чухломского района
 

Изба, одна из древнейших в Костромской области, стоит в центральной части деревни. Стены одноэтажного дома с подклетом в передней части рублены с остатком и не обшиты. Прямоугольный в плане сильно вытянутый в глубину участка объем включает две избы-четырехстенки с самцовыми крышами. Сильно выступающие навесы кровли поддерживаются консолями-помочами с выкружками.

 

 

 

Дом Григория Серова

 

Makaryev 1 2

Makaryev 1 3

 

1865 год
Расположен в деревне Мытищи Макарьевского района
 
 

Дом построен для зажиточного лесопромышленника Г. М. Серова известным мастером-плотником Емельяном Степановичем Зириновым. Крупный дом-брус имеет эффектное декоративное оформление, характерное для Верхнего Поволжья. Окна жилой части дома оформлены выразительными наличниками с лучковыми завершениями. Изысканная резьба венчающего карниза, кроме характерных для творческого почерка Е. Зиринова растительных узоров, включает и надпись "С ДОМЪ ГР М СЕРОВА", а также дату постройки.

 

 

 

 

 

 

Дом Шмаковых

Parfen 3 1

Parfen 3 2

 

Конец XIX века
Расположен в деревне Кунаково Парфеньевского района

 

Одноэтажный дом-пятистенок типа "брус" завершен двускатной кровлей с покрытием из щепы. Главный южный фасад в пять окон увенчан крутым треугольным фронтоном. Окна обрамлены нарядными наличниками, украшенными сочной накладной резьбой. Оформление дома дополняют филенчатые ставни, расписанные цветочным орнаментом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дом Завьяловых

Soligalich 9
 
 
Рубеж XIX-XX веков

Расположен в деревне Малое Токарево Солигаличского района

Жилой дом-двойня стоит на окраине деревни. Вытянутый объем дома имеет обширную хозяйственную часть и жилую зону, стены которой снаружи обшиты тесом. Дом имеет трехскатную крышу с врезанной со стороны главного фасада миниатюрной светелкой, оформленной прорезанным полуциркульной нишей треугольным фронтоном. В жилой части дома выделяются традиционные помещения - летняя горница в два окна и зимняя изба, освещаемая тремя окнами со стороны главного фасада. Под центральным окном зимней избы заметен вход в подызбицу - одно из помещений подклета.

 

 

Дом В.М. Шабарова

Makaryev 2 1

Makaryev 2 2

Вторая половина XIX века
Расположен в селе Унжа Макарьевского района

 

Одноэтажный дом рублен из бревен в лапу и обшит снаружи профилированным тесом. Фриз выразительного венчающего карниза с мутулами декорирован кронштейнами и гофрированными полурозетками. Прямоугольные окна заключены в массивные рамочные окна с широкими очельями, украшенными раскрепованными профилированными полочками на кронштейнах и гирляндами с кистями.

 

 

 

 

 

 

gallery vi forum banner