Деревянная архитектура
Logo 200pxGii
На выставке, подготовленной совместно Государственным институтом искусствознания и Музеем-заповедником «Костромская слобода» представлены фотографии Виталия Михайловича Рудченко, ушедшего из жизни в августе 2015 г. Профессиональный фотограф, искусствовед-исследователь и признанный знаток истории иконостаса, известный коллекционер старой фотографии, он с юношеских лет занимался изучением русской архитектуры и ее фотосъемкой. На данной выставке нет специально подготовленных снимков – это часть материала, накопленного во время обследования Костромской области, которая велась Виталием Михайловичем совместно с коллегами, сотрудниками сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания. Обследование было предпринято в 1990-х – 2000-х гг. по заданию областного органа охраны объектов культурного наследия для подготовки каталога «Памятники архитектуры Костромской области», издававшегося в течение 15 лет. Трудно оценить эти фотографии, не имея представления о характере и условиях экспедиционной работы, которая требует сосредоточенности, выдержки, способности делать все быстро и качественно и, наконец, физической выносливости – ведь значительное число построек расположено в труднодоступных местах, добираться до которых приходится, не только используя разные виды транспорта, но зачастую и пешком. Съемка заброшенного храма в лесу или крестьянской избы, заросшей сорной растительностью, работа в любую погоду, при плохом освещении, с сознанием того, что повторить ее, скорее всего, будет невозможно, требует огромного мастерства. У фотографа чаще всего нет времени для сосредоточения, он должен мгновенно выбрать точку, дающую наиболее полную информацию о памятнике, отражающую его суть, создающую его «портрет». Стиль Рудченко, который он сам называл «фотофиксацией» – объективно-научный и чуждый внешним эффектам. В нем убраны все средства самовыражения ради того, чтобы на первое место вышел сам памятник. Но именно в этой «документальности» заключается неповторимость его фотографий, его авторский взгляд, который нельзя спутать ни с кем другим.
Е.Г. Щеболева, И.Ю. Кондратьева
 
Костромской музей деревянного зодчества, ныне музей-заповедник «Костромская слобода», является одним из старейших музеев под открытым небом России. Однако, несмотря на большую работу российских реставраторов, искусствоведов, сотрудников музея, представить полное разнообразие деревянной архитектуры на музейной территории невозможно. Этому есть ряд причин. Во-первых, перенос архитектурного произведения -чрезвычайно сложное продолжительное мероприятие, требующее должного кадрового, научного, финансового обеспечения, снабжения качественными строительными материалами. Во-вторых, без должного внимания памятники разрушаются, в некоторых случаях достаточно нескольких лет или даже часов, чтобы сооружение было утрачено навсегда. Именно поэтому сейчас регионы России, поставившие задачу создания собственного музея деревянного зодчества, оказываются в затруднительном положении – коллекцию, подобную костромской, как правило, уже не собрать. В-третьих, в любом случае перенос памятника архитектуры из среды родной деревни или села лишает его образ характерной выразительности.
Но, несмотря на сложности, связанные с представлением архитектурных объектов на музейной территории, Музей-заповедник выполняет поставленные перед ним задачи по публикации и популяризации памятников деревянной архитектуры. На это направлен виртуальный выставочный проект. Экспонаты выставки – фотографии произведений деревянной архитектуры Костромской области – представлены в порядке постепенного усложнения объемной композиции – от широко распространенных четырехстенных часовен и амбаров к обширным домам и крупным храмам.
С.А.Пиляк
 
 

Дом Гороховых

Krasnosel 1Начало XX века
Расположен в селе Исаковское Красносельского района

 

Здание рублено из бревен и обшито профилированными досками. Прямоугольные окна дома обрамлены рамочными резными наличниками с навершиями, усложненными парными кокошниками и фигурными фартуками. Перерубы дома украшены редкой для Костромского края резьбой антропоморфного рисунка. Мужские силуэты в профиль, выпиленные из целого куска доски, обладают грубоватой, почти лубочной выразительностью.

 

 

 

 

 

Дом Алексея Рябкова

Manturovo 2 1.р

Manturovo 2 2.р

1886 год
Расположен в селе Ухтубуж Мантуровского района

 

Дом-пятистенок построен мастером Аверкием Андреевым. К обшитой профилированным тесом жилой части дома примыкают мост и хозяйственный двор. Орнамент фриза венчающего карниза, состоящий из чередующихся солярных полурозеток и ромбов, выполнен в технике глухой резьбы. Прямоугольные окна заключены в строгие наличники, завершенные высокими очельями, украшенными резной драпировкой с кистями и увенчанными профилированными сандриками.

 

 

 

 

Дом Федоровых

Soligalich 8
 

Третья четверть XIX века
Расположен в деревне Лукино-Холм Солигаличского района

Одноэтажный жилой дом поставлен на высокий подклет. Изба-шестистенок является одним из самых крупных памятников жилой архитектуры северо-западной части Костромской губернии. Объем дома завершен трехскатной крышей, в которую со стороны главного фасада врезана чердачная светелка с фронтоном, прорезанным полукруглой нишей. Дом обшит профилированными досками. Скромные ажурные подзоры, выделяющие венчающий карниз дома, дополняют резной декор здания.

Дом жилой

Kostrom 2
 

Конец XIX века
Расположен в деревне Починок-Чапков Костромского района

Одноэтажный на подклете рубленый в обло дом расположен на красной линии улицы в центральной части деревни. Пятистенок украшен выразительной эклектичной пропильной резьбой, характерной для эпохи. В фасадный скат вальмовой крыши по центральной оси врезана крупная светелка с балконом. Тимпан фронтона прорезан арочной нишей, в которой помещено стилизованное изображение двуглавого орла.

 

 

 

Школа земская

Krasnosel 2 1

Krasnosel 2 2


Начало XX века
Расположена в поселке Льнозавода Красносельского района

 

Одноэтажный деревянный пятистенок интересен оригинальной интерпретацией насыщенного и разнообразного резного декора, выполненного на высоком профессиональном уровне. Разработанный венчающий карниз украшен ажурным подзором. Перерубы оформлены сложными композициями, включающими полубалясины, кронштейны и полуциркульный архивольт в завершении. Аналогичный набор резных элементов составляет и композицию оконных наличников.

 

 

 

 

 

 

gallery vi forum banner