Деревянная архитектура
Logo 200pxGii
На выставке, подготовленной совместно Государственным институтом искусствознания и Музеем-заповедником «Костромская слобода» представлены фотографии Виталия Михайловича Рудченко, ушедшего из жизни в августе 2015 г. Профессиональный фотограф, искусствовед-исследователь и признанный знаток истории иконостаса, известный коллекционер старой фотографии, он с юношеских лет занимался изучением русской архитектуры и ее фотосъемкой. На данной выставке нет специально подготовленных снимков – это часть материала, накопленного во время обследования Костромской области, которая велась Виталием Михайловичем совместно с коллегами, сотрудниками сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания. Обследование было предпринято в 1990-х – 2000-х гг. по заданию областного органа охраны объектов культурного наследия для подготовки каталога «Памятники архитектуры Костромской области», издававшегося в течение 15 лет. Трудно оценить эти фотографии, не имея представления о характере и условиях экспедиционной работы, которая требует сосредоточенности, выдержки, способности делать все быстро и качественно и, наконец, физической выносливости – ведь значительное число построек расположено в труднодоступных местах, добираться до которых приходится, не только используя разные виды транспорта, но зачастую и пешком. Съемка заброшенного храма в лесу или крестьянской избы, заросшей сорной растительностью, работа в любую погоду, при плохом освещении, с сознанием того, что повторить ее, скорее всего, будет невозможно, требует огромного мастерства. У фотографа чаще всего нет времени для сосредоточения, он должен мгновенно выбрать точку, дающую наиболее полную информацию о памятнике, отражающую его суть, создающую его «портрет». Стиль Рудченко, который он сам называл «фотофиксацией» – объективно-научный и чуждый внешним эффектам. В нем убраны все средства самовыражения ради того, чтобы на первое место вышел сам памятник. Но именно в этой «документальности» заключается неповторимость его фотографий, его авторский взгляд, который нельзя спутать ни с кем другим.
Е.Г. Щеболева, И.Ю. Кондратьева
 
Костромской музей деревянного зодчества, ныне музей-заповедник «Костромская слобода», является одним из старейших музеев под открытым небом России. Однако, несмотря на большую работу российских реставраторов, искусствоведов, сотрудников музея, представить полное разнообразие деревянной архитектуры на музейной территории невозможно. Этому есть ряд причин. Во-первых, перенос архитектурного произведения -чрезвычайно сложное продолжительное мероприятие, требующее должного кадрового, научного, финансового обеспечения, снабжения качественными строительными материалами. Во-вторых, без должного внимания памятники разрушаются, в некоторых случаях достаточно нескольких лет или даже часов, чтобы сооружение было утрачено навсегда. Именно поэтому сейчас регионы России, поставившие задачу создания собственного музея деревянного зодчества, оказываются в затруднительном положении – коллекцию, подобную костромской, как правило, уже не собрать. В-третьих, в любом случае перенос памятника архитектуры из среды родной деревни или села лишает его образ характерной выразительности.
Но, несмотря на сложности, связанные с представлением архитектурных объектов на музейной территории, Музей-заповедник выполняет поставленные перед ним задачи по публикации и популяризации памятников деревянной архитектуры. На это направлен виртуальный выставочный проект. Экспонаты выставки – фотографии произведений деревянной архитектуры Костромской области – представлены в порядке постепенного усложнения объемной композиции – от широко распространенных четырехстенных часовен и амбаров к обширным домам и крупным храмам.
С.А.Пиляк
 
 

Дом соборного причта

Kologriv 4 2

 

 

Конец XIX века
Расположен в городе Кологрив, на улице Набережная реки Киченки, 21
 

Дом, рубленый из бревен в обло, в основной части обшит профилированным тесом. Венчающий карниз дополнен широким гладким фризом. Прямоугольные окна заключены в резные наличники с фигурными фартуками, небольшими ушками и очельями со щипцовыми подвышениями и ажурными подзорами. Междуэтажная лестница имеет распространенное ограждение из точеных балясин.

 

 

 

Дом жилой усадьбы Царевых

Susanin0 1

 

 

  

Рубеж XIX-XX веков
Расположен в поселке Сусанино, на улице 1 Мая, 13

Крупный жилой дом поставлен на улице рядом с флигелем, также входящим в состав усадьбы. Дом представляет собой характерный для эпохи эклектики пример жилого здания крупного села. Сруб-пятистенок увенчан поперечным мезонином. Накладная резьба дома - оконные наличники, резная обработка перерубов и подзоры венчающик карнизов эффектно выделяют дом в порядке улицы.

 

Дом жилой Голубевых

Soligalich 3

 

 

  

Середина XIX века
Расположен в городе Солигалич, на улице Советская, 16

Крупный деревянный дом является одним из наиболее представительных памятников архитектуры Солигалича эпохи позднего классицизма. Стены имеют сплошную тесовую обшивку. Простые рамочные профилированные наличники оформляют окна дома. Двухэтажный объем дома перерезан поперечным мезонином, оформленным крупным балконом. Фронтон мезонина, тимпан которого имеет полуциркульный вырез, завершает представительный главный фасад дома и характерен для жилой классицистической деревянной архитектуры Костромской губернии.

 

Дом Бухаловых

Chuhloma 2

 

 

  

Рубеж XIX - XX веков
Расположен в селе Судай Чухломского района

Небольшой крестьянский дом оформлен выполненным на высоком уровне декором. Три равномерно расставленных окна главного фасада и ближайшие к улице окна боковых заключены в исключительно нарядные наличники, завершающие щипцы которых фланкированы изящными пинаклями. Тимпаны наличников украшены геральдической композицией с дракончиками, а боковины дополнены ажурной пропильной резьбой.

 

Дом Михаила Михайловича Наумова

Chuhloma 3

 

 

  

Последняя четверть XIX века
Расположен в деревне Бариново Чухломского района

Очень крупный двухэтажный шестистенок с мезонином рублен с остатком и обшит профилированными досками. Симметричный главный фасад в семь оконных осей делится перерубами на три части. Все окна обрамлены простыми наличниками, украшены нарядными резными фартуками с двумя арочками и "висячей" розеткой между ними, завершены сандриками-полочками, которые отличаются многоступенчатой профилировкой.