Деревянная архитектура
Logo 200pxGii
На выставке, подготовленной совместно Государственным институтом искусствознания и Музеем-заповедником «Костромская слобода» представлены фотографии Виталия Михайловича Рудченко, ушедшего из жизни в августе 2015 г. Профессиональный фотограф, искусствовед-исследователь и признанный знаток истории иконостаса, известный коллекционер старой фотографии, он с юношеских лет занимался изучением русской архитектуры и ее фотосъемкой. На данной выставке нет специально подготовленных снимков – это часть материала, накопленного во время обследования Костромской области, которая велась Виталием Михайловичем совместно с коллегами, сотрудниками сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания. Обследование было предпринято в 1990-х – 2000-х гг. по заданию областного органа охраны объектов культурного наследия для подготовки каталога «Памятники архитектуры Костромской области», издававшегося в течение 15 лет. Трудно оценить эти фотографии, не имея представления о характере и условиях экспедиционной работы, которая требует сосредоточенности, выдержки, способности делать все быстро и качественно и, наконец, физической выносливости – ведь значительное число построек расположено в труднодоступных местах, добираться до которых приходится, не только используя разные виды транспорта, но зачастую и пешком. Съемка заброшенного храма в лесу или крестьянской избы, заросшей сорной растительностью, работа в любую погоду, при плохом освещении, с сознанием того, что повторить ее, скорее всего, будет невозможно, требует огромного мастерства. У фотографа чаще всего нет времени для сосредоточения, он должен мгновенно выбрать точку, дающую наиболее полную информацию о памятнике, отражающую его суть, создающую его «портрет». Стиль Рудченко, который он сам называл «фотофиксацией» – объективно-научный и чуждый внешним эффектам. В нем убраны все средства самовыражения ради того, чтобы на первое место вышел сам памятник. Но именно в этой «документальности» заключается неповторимость его фотографий, его авторский взгляд, который нельзя спутать ни с кем другим.
Е.Г. Щеболева, И.Ю. Кондратьева
 
Костромской музей деревянного зодчества, ныне музей-заповедник «Костромская слобода», является одним из старейших музеев под открытым небом России. Однако, несмотря на большую работу российских реставраторов, искусствоведов, сотрудников музея, представить полное разнообразие деревянной архитектуры на музейной территории невозможно. Этому есть ряд причин. Во-первых, перенос архитектурного произведения -чрезвычайно сложное продолжительное мероприятие, требующее должного кадрового, научного, финансового обеспечения, снабжения качественными строительными материалами. Во-вторых, без должного внимания памятники разрушаются, в некоторых случаях достаточно нескольких лет или даже часов, чтобы сооружение было утрачено навсегда. Именно поэтому сейчас регионы России, поставившие задачу создания собственного музея деревянного зодчества, оказываются в затруднительном положении – коллекцию, подобную костромской, как правило, уже не собрать. В-третьих, в любом случае перенос памятника архитектуры из среды родной деревни или села лишает его образ характерной выразительности.
Но, несмотря на сложности, связанные с представлением архитектурных объектов на музейной территории, Музей-заповедник выполняет поставленные перед ним задачи по публикации и популяризации памятников деревянной архитектуры. На это направлен виртуальный выставочный проект. Экспонаты выставки – фотографии произведений деревянной архитектуры Костромской области – представлены в порядке постепенного усложнения объемной композиции – от широко распространенных четырехстенных часовен и амбаров к обширным домам и крупным храмам.
С.А.Пиляк
 
 

Дом Пуховых

Chuhloma 5

 

 

  

Середина XIX века
Расположен в деревне Красная Нива Чухломского района

Крупный дом-шестистенок поставлен на очень высоком подклете и обшит тесом. Прямоугольные окна основного этажа украшены фигурными фартуками и сандриками-полочками на кронштейнах. Широкая лобовая доска между окном и сандриком покрыта резными розетками в половину и четверть круга. Лопатки, оформляющие перерубы, обработаны филенками.

 

Дом жилой

Galich 1

 

 

  

Середина, вторая половина XIX века
Расположен в городе Галич, на улице Гагарина, 28

Жилой дом, выстроенный в традициях позднего провинциального классицизма, в эпоху эклектики получил обновленный резной декор. Прямоугольный в плане объем дома, вытянутый вдоль улицы, завершен вальмовой крышей, в которую по центру главного фасада врезан мезонин. Ось симметрии главного фасада оформляют трехчастные окна второго этажа и мезонина. Венчающий карниз обогащает фриз, декорированный чередующимися резными гофрированными ромбами и круглыми розетками.

 

 

Жилой дом

Susanino 2

 

 

  

Середина XIX века
Расположен в поселке Сусанино, на улице Свободы, 38

Жилой дом-пятистенок поставлен на красной линии улицы. Дом выделяет характерная для позднего провициального классицизма резьба. Строгие оконные наличники с высокими очельями украшены ромбовидными веерными розетками. Перерубы обшиты досками, оформленными глухой резьбой геометрического рисунка. Крупные мутулы венчающего карниза в дереве воспроизводят характерные классицистические формы.

 

 

Дом жилой

Nerahta 1

 

 

  

 Рубех XIX-XX веков
Расположен в городе Нерехта, на улице Ярославская, 7
 

Жилой дом характерен для деревянной застройки Нерехты. Главный фасад, обращенный на улицу, обильно декорирован деревянной резьбой, с выделенными цветом деталями. Прямоугольные оконные проемы обрамлены выразительными наличниками с наборными столбиками, фигурными кронштейнами, розетками и пропильной резьбой растительного орнамента. Традиционные для застройки Нерехты двухарочные сандрики украшены накладной и сквозной резьбой.

 

 

 

Дом В.А. Любимова

Nerehta 2

 

  

 

Начало XX века
Расположен в городе Нерехта, на улице Урицкого, 13

 

Одноэтажный деревянный жилой дом в формах эклектики отличается развитым резным убранством фасадов. Стены рублены из бревен и обшиты профилированной доской. Перерубы оформлены пилястрами с высокими постаментами и плоскими капителями, украшены плоской накладной резьбой и порезкой в обрамлениях филенок. Под окнами проходит широкий фриз, в резьбе которого повторены мотивы стилизованного травного орнамента.

 

 

 

gallery vi forum banner