Деревянная архитектура
Logo 200pxGii
На выставке, подготовленной совместно Государственным институтом искусствознания и Музеем-заповедником «Костромская слобода» представлены фотографии Виталия Михайловича Рудченко, ушедшего из жизни в августе 2015 г. Профессиональный фотограф, искусствовед-исследователь и признанный знаток истории иконостаса, известный коллекционер старой фотографии, он с юношеских лет занимался изучением русской архитектуры и ее фотосъемкой. На данной выставке нет специально подготовленных снимков – это часть материала, накопленного во время обследования Костромской области, которая велась Виталием Михайловичем совместно с коллегами, сотрудниками сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания. Обследование было предпринято в 1990-х – 2000-х гг. по заданию областного органа охраны объектов культурного наследия для подготовки каталога «Памятники архитектуры Костромской области», издававшегося в течение 15 лет. Трудно оценить эти фотографии, не имея представления о характере и условиях экспедиционной работы, которая требует сосредоточенности, выдержки, способности делать все быстро и качественно и, наконец, физической выносливости – ведь значительное число построек расположено в труднодоступных местах, добираться до которых приходится, не только используя разные виды транспорта, но зачастую и пешком. Съемка заброшенного храма в лесу или крестьянской избы, заросшей сорной растительностью, работа в любую погоду, при плохом освещении, с сознанием того, что повторить ее, скорее всего, будет невозможно, требует огромного мастерства. У фотографа чаще всего нет времени для сосредоточения, он должен мгновенно выбрать точку, дающую наиболее полную информацию о памятнике, отражающую его суть, создающую его «портрет». Стиль Рудченко, который он сам называл «фотофиксацией» – объективно-научный и чуждый внешним эффектам. В нем убраны все средства самовыражения ради того, чтобы на первое место вышел сам памятник. Но именно в этой «документальности» заключается неповторимость его фотографий, его авторский взгляд, который нельзя спутать ни с кем другим.
Е.Г. Щеболева, И.Ю. Кондратьева
 
Костромской музей деревянного зодчества, ныне музей-заповедник «Костромская слобода», является одним из старейших музеев под открытым небом России. Однако, несмотря на большую работу российских реставраторов, искусствоведов, сотрудников музея, представить полное разнообразие деревянной архитектуры на музейной территории невозможно. Этому есть ряд причин. Во-первых, перенос архитектурного произведения -чрезвычайно сложное продолжительное мероприятие, требующее должного кадрового, научного, финансового обеспечения, снабжения качественными строительными материалами. Во-вторых, без должного внимания памятники разрушаются, в некоторых случаях достаточно нескольких лет или даже часов, чтобы сооружение было утрачено навсегда. Именно поэтому сейчас регионы России, поставившие задачу создания собственного музея деревянного зодчества, оказываются в затруднительном положении – коллекцию, подобную костромской, как правило, уже не собрать. В-третьих, в любом случае перенос памятника архитектуры из среды родной деревни или села лишает его образ характерной выразительности.
Но, несмотря на сложности, связанные с представлением архитектурных объектов на музейной территории, Музей-заповедник выполняет поставленные перед ним задачи по публикации и популяризации памятников деревянной архитектуры. На это направлен виртуальный выставочный проект. Экспонаты выставки – фотографии произведений деревянной архитектуры Костромской области – представлены в порядке постепенного усложнения объемной композиции – от широко распространенных четырехстенных часовен и амбаров к обширным домам и крупным храмам.
С.А.Пиляк
 
 

Дом жилой Н.В. Марина

Soligalich 2

 

 

  

Рубеж XIX-XX веков
Расположен в городе Солигалич, на улице Набережная, 76

Один из самых выразительных деревянных домов Солигалича периода поздней эклектики. Дом поставлен в северной части Солигалича и обращен главным фасадом к реке Кострома. Рубленый объем дома полностью обшит профилированной доской. Угол дома выделен эркером, завершенным шатром. Фронтон дома оформлен балконом со сквозным заполнением. Обильная пропильная резьба, покрывающая фасадные стены дома, ажурные подзоры и редкий, имитирующий каменную кладку деревянный архивольт центрального окна эркера с полукруглым завершением составляют выразительный ансамбль.

 

 

 

Дом Богомолова

Galich 2

 

 

  

Начало XX века

Расположен в городе Галич, на улице Ленина, 49

Двухэтажный деревянный дом, живописная объемная композиция которого возникла под влиянием архитектуры модерна - выразительный пример жилой застройки Галича. Дом рублен из бревен и обшит профилированными досками. Небольшой мезонин, прорезающий вальмовую крышу, имеет вид башенки-фонарика, устроенной над эркером второго этажа и завершенной четырехскатной крышей с вогнутыми гранями. Дом украшен нарядной эклектичной резьбой.

 

 

 

Главный дом усадьбы Стоговых

Kologriv 3

  


Середина - вторая половина XIX века
Расположен в городе Кологрив, на улице Кирова, 17

Дом кологривского лесопромышленника Ивана Григорьевича Стогова, построенный в середине XIX века в духе позднего провинциального классицизма, позднее получил эклектичный декор. Со стороны дворового фасада к дому было пристроено нарядное крыльцо с верандой (на фотографии). Три фигурных столба несут веранду со сплошным арочным остеклением. Под ним проходит фриз накладной резьбы с мотивом пересекающихся колец. Карниз украшен пропильным подзором.

 

 

Дом жилой К. С. Вихарева

Soligalich 7

  

Первая четверть - середина XX века
Расположен в деревне Кашино Солигаличского района

Владелец дома, инженер по образованию, много лет работавший в Санкт-Петербурге, использовал его как дачу. Построенный в 1920-х годах, жилой дом в 1950-е получил стилизованное декоративное оформление, которое сделало памятник архитектуры одним из самых ярких произведений деревянной архитектуры. В причудливой композиции резного фронтона дома выделяются размещенные по сторонам фигурной арки крупные парные изображения драконов. Главный фасад также выделен балконом с резными фигурами грифонов на перилах.

 

 

Дом жилой

Soligalich 5

  

Рубеж XIX-XX веков
Расположен в городе Солигалич, на улице В. Вакоровой, 1/52

Одноэтажное бревенчатое и обшитое вагонкой здание стоит на углу квартала и торцовым фасадом обращено к реке Кострома. Облик дома решен в духе провинциальной эклектики с отдельными деталями псевдорусского стиля. Парадный вход в дом, расположенный на левом фланге главного фасада, акцентирован эффектным крыльцом. Сложный многолопастной фронтон крыльца опирается на пару резных столбов. Обильная ажурная резьба подзоров и накладных декоративных элементов делает дом одним из наиболее ярких жилых зданий уездного города Солигалича.