Деревянная архитектура
Logo 200pxGii
На выставке, подготовленной совместно Государственным институтом искусствознания и Музеем-заповедником «Костромская слобода» представлены фотографии Виталия Михайловича Рудченко, ушедшего из жизни в августе 2015 г. Профессиональный фотограф, искусствовед-исследователь и признанный знаток истории иконостаса, известный коллекционер старой фотографии, он с юношеских лет занимался изучением русской архитектуры и ее фотосъемкой. На данной выставке нет специально подготовленных снимков – это часть материала, накопленного во время обследования Костромской области, которая велась Виталием Михайловичем совместно с коллегами, сотрудниками сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания. Обследование было предпринято в 1990-х – 2000-х гг. по заданию областного органа охраны объектов культурного наследия для подготовки каталога «Памятники архитектуры Костромской области», издававшегося в течение 15 лет. Трудно оценить эти фотографии, не имея представления о характере и условиях экспедиционной работы, которая требует сосредоточенности, выдержки, способности делать все быстро и качественно и, наконец, физической выносливости – ведь значительное число построек расположено в труднодоступных местах, добираться до которых приходится, не только используя разные виды транспорта, но зачастую и пешком. Съемка заброшенного храма в лесу или крестьянской избы, заросшей сорной растительностью, работа в любую погоду, при плохом освещении, с сознанием того, что повторить ее, скорее всего, будет невозможно, требует огромного мастерства. У фотографа чаще всего нет времени для сосредоточения, он должен мгновенно выбрать точку, дающую наиболее полную информацию о памятнике, отражающую его суть, создающую его «портрет». Стиль Рудченко, который он сам называл «фотофиксацией» – объективно-научный и чуждый внешним эффектам. В нем убраны все средства самовыражения ради того, чтобы на первое место вышел сам памятник. Но именно в этой «документальности» заключается неповторимость его фотографий, его авторский взгляд, который нельзя спутать ни с кем другим.
Е.Г. Щеболева, И.Ю. Кондратьева
 
Костромской музей деревянного зодчества, ныне музей-заповедник «Костромская слобода», является одним из старейших музеев под открытым небом России. Однако, несмотря на большую работу российских реставраторов, искусствоведов, сотрудников музея, представить полное разнообразие деревянной архитектуры на музейной территории невозможно. Этому есть ряд причин. Во-первых, перенос архитектурного произведения -чрезвычайно сложное продолжительное мероприятие, требующее должного кадрового, научного, финансового обеспечения, снабжения качественными строительными материалами. Во-вторых, без должного внимания памятники разрушаются, в некоторых случаях достаточно нескольких лет или даже часов, чтобы сооружение было утрачено навсегда. Именно поэтому сейчас регионы России, поставившие задачу создания собственного музея деревянного зодчества, оказываются в затруднительном положении – коллекцию, подобную костромской, как правило, уже не собрать. В-третьих, в любом случае перенос памятника архитектуры из среды родной деревни или села лишает его образ характерной выразительности.
Но, несмотря на сложности, связанные с представлением архитектурных объектов на музейной территории, Музей-заповедник выполняет поставленные перед ним задачи по публикации и популяризации памятников деревянной архитектуры. На это направлен виртуальный выставочный проект. Экспонаты выставки – фотографии произведений деревянной архитектуры Костромской области – представлены в порядке постепенного усложнения объемной композиции – от широко распространенных четырехстенных часовен и амбаров к обширным домам и крупным храмам.
С.А.Пиляк
 
 

Дом Каликиных

Galich 3


1907-1908 года
Расположен в городе Галич, на улице Луначарского, 18

Принадлежал купеческой семье Каликиных, владельцев кожевенного завода в Шокше, неподалеку от Галича. Один из наиболее выразительных домов городской застройки, выстроенных под влиянием стиля модерн. Объем дома отличается характерным силуэтом крыши с переломом, усложненной со стороны главного фасада крутым щипцом над мансардой. Второй, деревянный этаж, имеет декор на мотив фахверка.

 

 

 

 

Дом жилой

Galich 5

Конец XIX века
Расположен в городе Галич, на улице Подбельского, 19

Один из наиболее выразительных деревянных домов эпохи эклектики в Галиче. Сруб дома обшит профилированными досками. Первый этаж трактован как цокольный. Стройные окна второго этажа выделены сложными наличниками-эдикулами, оформленными обильной пропильной резьбой. Наиболее интересным элементом декора является живописный полихромный фриз в антаблементе, состоящий из повторяющихся симметричных композиций растительного орнамента.

 

 

 

 

Дом Мартьяна Сазоновича Сазонова

Chuhloma 1

Рубеж XIX - XX веков
Расположен в урочище Асташево Чухломского района

Легендарный дом-терем был сооружен по проекту столичного архитектора. Насыщенная композиция дома, выдержанная в духе модерна, выделяется выразительной фасадной эклектичной резьбой. Над западным ризалитом дома эффектно возвышается светелка-теремок с балконом. Балкон имеет двускатное покрытие на резных столбиках, дополненное изящным килевидным аттиком с резным навершием.

 

 

 

 

Жилой дом в поселке фанерного комбината "Юровский"

Manturovo 1

 

 

Первая половина XX века
Расположен в городе Мантурово, на улице Ленина, 17

Поселок возник при фанерном заводе "Пролетарский труд" (бывший князя П. Д. Долгорукова). В 1958 году поселок, насчитывавший к тому времени более 8 тысяч жителей, вошел в состав вновь образованного города Мантурово. Дом имеет в двух подъездах несколько однокомнатных, двухкомнатных и трехкомантных квартир разной площади. Фасады дома оформлены филенчатыми пилястрами. Прямоугольные окна обрамлены выразительными наличниками. Акцентами фасадов служат аттики с чердачными окнами.

 

 

 

 

Церковь Макария

Buy 1

1909-1912 года
Расположена на погосте Макарий Буйского района

Храм, повторяющий композицию предыдущего церковного здания, сгоревшего в 1907 году, построен на месте Макариево-Писемского монастыря, известного с 1400 года. Церковь имеет выраженную ярусную композицию столпа из двух четвериков и поставленных на них уменьшающихся восьмериков. Внутренний четырехсветный объем храма объединяет все рубленые ярусы, как показано на фотографии, выполненной В. М. Рудченко. В настоящее время обитель возобновлена.