Деревянная архитектура
Logo 200pxGii
На выставке, подготовленной совместно Государственным институтом искусствознания и Музеем-заповедником «Костромская слобода» представлены фотографии Виталия Михайловича Рудченко, ушедшего из жизни в августе 2015 г. Профессиональный фотограф, искусствовед-исследователь и признанный знаток истории иконостаса, известный коллекционер старой фотографии, он с юношеских лет занимался изучением русской архитектуры и ее фотосъемкой. На данной выставке нет специально подготовленных снимков – это часть материала, накопленного во время обследования Костромской области, которая велась Виталием Михайловичем совместно с коллегами, сотрудниками сектора Свода памятников архитектуры и монументального искусства Государственного института искусствознания. Обследование было предпринято в 1990-х – 2000-х гг. по заданию областного органа охраны объектов культурного наследия для подготовки каталога «Памятники архитектуры Костромской области», издававшегося в течение 15 лет. Трудно оценить эти фотографии, не имея представления о характере и условиях экспедиционной работы, которая требует сосредоточенности, выдержки, способности делать все быстро и качественно и, наконец, физической выносливости – ведь значительное число построек расположено в труднодоступных местах, добираться до которых приходится, не только используя разные виды транспорта, но зачастую и пешком. Съемка заброшенного храма в лесу или крестьянской избы, заросшей сорной растительностью, работа в любую погоду, при плохом освещении, с сознанием того, что повторить ее, скорее всего, будет невозможно, требует огромного мастерства. У фотографа чаще всего нет времени для сосредоточения, он должен мгновенно выбрать точку, дающую наиболее полную информацию о памятнике, отражающую его суть, создающую его «портрет». Стиль Рудченко, который он сам называл «фотофиксацией» – объективно-научный и чуждый внешним эффектам. В нем убраны все средства самовыражения ради того, чтобы на первое место вышел сам памятник. Но именно в этой «документальности» заключается неповторимость его фотографий, его авторский взгляд, который нельзя спутать ни с кем другим.
Е.Г. Щеболева, И.Ю. Кондратьева
 
Костромской музей деревянного зодчества, ныне музей-заповедник «Костромская слобода», является одним из старейших музеев под открытым небом России. Однако, несмотря на большую работу российских реставраторов, искусствоведов, сотрудников музея, представить полное разнообразие деревянной архитектуры на музейной территории невозможно. Этому есть ряд причин. Во-первых, перенос архитектурного произведения -чрезвычайно сложное продолжительное мероприятие, требующее должного кадрового, научного, финансового обеспечения, снабжения качественными строительными материалами. Во-вторых, без должного внимания памятники разрушаются, в некоторых случаях достаточно нескольких лет или даже часов, чтобы сооружение было утрачено навсегда. Именно поэтому сейчас регионы России, поставившие задачу создания собственного музея деревянного зодчества, оказываются в затруднительном положении – коллекцию, подобную костромской, как правило, уже не собрать. В-третьих, в любом случае перенос памятника архитектуры из среды родной деревни или села лишает его образ характерной выразительности.
Но, несмотря на сложности, связанные с представлением архитектурных объектов на музейной территории, Музей-заповедник выполняет поставленные перед ним задачи по публикации и популяризации памятников деревянной архитектуры. На это направлен виртуальный выставочный проект. Экспонаты выставки – фотографии произведений деревянной архитектуры Костромской области – представлены в порядке постепенного усложнения объемной композиции – от широко распространенных четырехстенных часовен и амбаров к обширным домам и крупным храмам.
С.А.Пиляк
 
 

Часовня

antropovo 1 1

antropovo 1 2


Последняя четверть XIX века
Расположена в деревне Марьино Антроповского района

Часовня поставлена подрядчиком Николаем Алексеевым, занимавшимся в 1870-х строительными работами в церкви, расположенной неподалеку от Арсеньевой слободы. Компактный четверик часовни с пониженной, трапециевидной в плане апсидой завершен пологой четырехскатной крышей и увенчан восьмигранным световым барабаном с чешуйчатой луковичной главкой. Эклектичный декор оформляет интерьер и экстерьер часовни.

Часовня

Parfen 1

 

 

  

Конец XIX века
Расположена в селе Матвеево Парфеньевского района

Часовня расположена в центральной части села, при ручье у дороги. Часовня представляет собой четверик, крыша которого завершена с каждой стороны крутым щипцом, а посередине - невысоким четырехгранным шатром. Тимпаны щипцов украшены тремя парами разновеликих филенок в форме прямоугольных трапеций, поставленных вертикально. Навесы щипцов профилированы и дополнены рядами зубцов и фестонов

Часовня Илии Пророка

Antropovo 1

 

 

  

Рубеж XIX-XX веков
Расположена в деревне Курново Антроповского района

Часовня расположена на берегу небольшого пруда в средней части деревни. Здание рублено из бревен в лапу и обшито снаружи профилированным тесом. К квадратному срубу примыкает апсида - редкий для часовен элемент здания. Резное убранство часовни близко характерному для эпохи эклектики декору деревянных домов. Декоративные затяжки с бабками, выведенные в тимпаны фронтонов, подзор и фигурная обшивка снаружи дополнены имитацией восьмидольного сомнутого свода в интерьере часовни.

Церковь Воскресения с приделом Покрова

Neya 1 1

 

 

 

 

1762 год
Расположена в селе Кужбал Нейского района
 
Крупный сельский приходской летний храм, поставленный в центральной части села, обладает несколькими характерными для культового зодчества Костромского края чертами. Четверик с прирубами алтарной апсиды и трапезной с южной стороны дополнен небольшим приделом с особой пятигранной апсидой. К настоящему времени храм утратил главы. Фотография, сделанная В. М. Рудченко, представляет утраты памятника. На более ранней фотографии, происходящей из архива Императорской Археологической комиссии, храм изображен после нескольких перестроек, проведенных в XIX веке.

Дом жилой

Galich 6

 

 

XIX век
Расположен в городе Галич (Шокша), на улице 1 Мая, 4
 

Жилой дом является одним из самых ранних в Галиче и окрестностях примеров традиционного крестьянского жилища. Во второй половине XIX века дом приобрел резное экстерьерное оформление, характерное для эпохи позднего классицизма. Окна обрамлены наличниками, завершенными профилированными сандриками-полочками с накладными ромбами и двухстворчатыми филенчатыми ставнями.

gallery vi forum banner